Диверсификация вынужденная – расширение производственного выпуска компании на новый вид продукции, который технологически необходим для производства основного вида продукции, но который компания не в состоянии получить на открытом рынке в необходимом количестве.
Производство этой не основной продукции обходиться для компании значительно дороже, нежели на специализированных предприятиях. Это объясняется тем, что при производстве этого вида продукции, ввиду его малой доли в себестоимости основного вида продукции, компания ориентируется не на минимизацию переменных издержек, а на минимизацию общих издержек, которые помимо переменных издержек включают еще капитальные затраты и возможные издержки на восстановление производства этого неосновного вида продукции вследствие различных сбоев.
Так, в экономике СССР наблюдался долговременный дефицит в производстве многих видов продукции определенного сортамента и качества. Машиностроительные предприятия были вынуждены создавать собственные производства: металлургические цеха высокого передела; генерирующие мощности; инструментальное производство и т.д. Предприятия, расположенные в районах крайнего севера были вынуждены создавать даже собственные сельскохозяйственные и пищевые производства (овощные теплицы, птицефабрики, хлебопекарные цеха и т.д.), чтобы обеспечить снабжение трудовых ресурсов.