Дифференциация трудовой деятельности – мера разнообразия деятельности хозяйствующего субъекта в рамках системы разделения труда. Уровень дифференциации нагляднее всего обнаруживает уровень развития национальной экономики. Дифференциация труда проявляется в многообразии выпускаемой продукции и используемой технологии (номенклатуры оборудования, квалификационных специальностей рабочей силы и т.д.).
Так фирма считается дифференцированной в случае если она распределяет ресурсы и инвестиции между несколькими видами деятельности по выпуску или по используемой технологии. Например, высокодифференцированная компания ОАО АФК «Система» инвестирует ресурсы в девять самостоятельных направлений бизнеса: телекоммуникация, микроэлектроника, нефтедобыча, нефтепереработка, туризм, недвижимость, торговля, финансы, пищевая промышленность.
Следует отличать стратегию фирмы по дифференциации деятельности от стратегии диверсификации деятельности.
Часто в качестве синонима термина дифференциация деятельности используется термин несвязанная диверсификация, для того чтобы подчеркнуть, что новая область деятельности, не имеет очевидных связей с технологией основного бизнеса компании.
Термин конгломератная диверсификация (conglomerate diversification), который также является синонимом термина дифференциация, применяется в отношении объединений предприятий, первоначально независимых, принадлежащие к различным отраслям экономики и не связанные прямой производственной кооперацией.