Внешние эффекты (экстерналии)

Внешние эффекты (экстерналии) – это выгоды и издержки, не учитываемые в действующем рыночном механизме ценообразования и в стандартном механизме рыночного распределения ресурсов. Они существуют вне его, не отражаются в ценах, но затрагивают интересы третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке, нанося им ущерб (отрицательный внешний эффект) или принося выгоду (положительный внешний эффект). Внешний эффект – это сбой в функционировании рыночной системы хозяйствования, когда рынок оказывается не в состоянии автоматически превратить внешние эффекты в частные издержки и выгоды.

На уровне математической модели, по фундаментальной теореме, одним из условий существования общего конкурентного рыночного равновесия является выпуклость производственного множества, характеризующего технологический уклад того способа производства, в рамках которого функционирует данное общество. Если конкурентный механизм не срабатывает и существуют внешние эффекты, то причина может заключаться в невыпуклости производственного множества, что затрудняет достижение общего экономического равновесия.

Существуют различные подходы к классификации внешних эффектов. Один из них – знак экстерналии. В соответствии с этим критерием выделяются внешняя производительность, или доходы экономического агента, полученные благодаря деятельности другого; и внешние затраты, то есть дополнительные расходы, которые несет один экономический агент по вине другого.

Другим методом систематизации экстерналий является подразделение видов внешних эффектов на натуральные и денежные. Зачастую причиной возникновения отрицательных натуральных и денежных внешних эффектов служит асимметрия информации у контрагентов, когда высока специфичность производимой продукции или предоставляемых услуг. В частности, особенности внутренней организации и функционирования различных предприятий и организаций вызывают существенную асимметрию информации между менеджерами и структурами, которые их контролируют.

Третья градация экстерналий была предложена Д. Бромли, который выделял потребительские внешние эффекты, выражающиеся в зависимости полезности одного из экономических агентов от объемов производства или потребления других, и технологические внешние эффекты, которые возникают вследствие зависимости объемов производства одного из экономических агентов от размеров выпуска или объемов потребления других.

Следующая классификация, автором которой является Д. Бьюкенен, различает внутренние экстерналии, когда их получатели являются потребителями или производителями продукции эмитента, и внешние экстерналии, получателями которых не являются производители или потребители продукции эмитента.

Наконец, можно выделить горизонтальные внешние эффекты, то есть влияние производителя или потребителя соответственно на других производителей или потребителей аналогичной продукции, и вертикальные внешние эффекты, то есть влияние потребителя или производителя соответственно на производителей или потребителей аналогичной продукции.

Вереникин А.О.