Цена

         Цена (англ. price) — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: стоимостью самого товара; стоимостью денежного материала (золота); соотношением спроса и предложения.

Величина цены товара прямо пропорциональна стоимости товара и обратно пропорциональна стоимости золота. Последнее означает, чем выше стоимость золота, тем ниже стоимость других товаров. Превышение спроса над предложением вызывает превышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается равновесная цена.

Длительные диспропорции между спросом и предложением оказывают воздействие не только на цены, но и на стоимость, ибо снижение цен в результате падения спроса может поощрять товаропроизводителей к уменьшению рабочего времени на производство товара и тем самым уменьшить стоимость товара. Независимо от того, что цены на отдельные товары не совпадают с их стоимостями, в масштабе всего общества сумма цен равна сумме стоимостей всей товарной массы. На базе цен устанавливается товарообмен между территориями, отраслями и предприятиями. Величина цены определяется под влиянием действия экономических законов и в первую очередь закона стоимости. Цены используются при планировании, анализе и контроле макроэкономических пропорций, эффективности производства, сбалансированности экономических интересов производителей и потребителей продукции. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения.

В ценообразовании отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают учетную, стимулирующую и распределительную (перераспределительную) функции ценообразования. Учетная функция отражает в цене общественно необходимые затраты труда на производство, обращение товаров и результаты хозяйствования. Стимулирующая функция ценообразования влияет на эффективность производства, внедрение новейшей технологии и техники, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная (перераспределительная) функция ценообразования учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции позволяет обществу решать социальные проблемы. Эта функция ценообразования дает возможность в определенной степени формировать и регулировать потребительский спрос. Так, рост цен на социально вредные продукты (табак, алкогольные напитки), а также на предметы роскоши сдерживает спрос на них и, следовательно, их потребление. Разновидностью распределительной функции цены является функция по сбалансированию спроса и предложения.