Диверсификация, стратегия компании

Диверсификация, стратегия компании – одна из основных инвестиционных стратегий компании нацеленных на увеличение выпуска. Стратегия диверсификации возникает после стратегии специализации выпуска и осуществляется при долгосрочном существовании компании.

Инвестиционная стратегия компании по продуктовой диверсификации нацелена на увеличение выпуска продукции, которая для неё не является основной. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы компания не стала чересчур зависимой от рисков рынка, на котором она специализируется или от состояния одного стратегического производственного подразделения. Инвестиционная программа диверсификации характеризуется использованием, для производства нового вида продукции, оборудования задействованного при производстве основного вида продукции.

Практика диверсификации деятельности компаний имеет многолетнюю историю. В настоящее время компании, инвестирующие в диверсификацию выпуска, в основном являются доминирующими структурами на их основном рынке, располагают большими капиталами, получаемыми в основных сферах бизнеса, имеют избыточные мощности высокоспециализированного оборудования и рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, так как дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена.

Обычно компания для принятия стратегических решений по продуктовой диверсификации проводит подробный анализ внешней среды и имеющихся технологических преимуществ компании на предмет определения условий, позволяющих сочетать сильные стороны используемых технологий с новыми рынками таким образом, чтобы увеличивались рентабельность и возможности все более активно управлять элементами внешней среды на основном рынке.

Выделяют следующие основные причины, по которым компания принимает стратегические решения диверсифицироваться:

- необходимость получить некоторые дополнительные технологии, компетенции или ресурсы, которые улучшают показатели существующей деятельности предприятия;

- желание распределить риск между различными рынками и сбалансировать портфель товаров или услуг компании;

- потребность обеспечить более эффективное использование свободных денежных средств - это может быть актуально для компаний уже занимающих доминирующее положение на рынке «своего товара» и имеющих стабильно большой объем доходов;

- необходимость поиска новых продуктов и рынков, вследствие того, что существующие рынки, на которых компания специализируется, не имеют возможности для роста выпуска и прибыльности или, более того, сужаются;

- вероятность, пусть даже небольшая, роста рынка новой продукции, на который компания имеет возможность расширить выпуск;

- необходимость уравновесить финансовое положение компании, когда основное производство осуществляется с высокой долей заемных средств, а поглощаемая компания не имеет заемных средств.

Продуктовая диверсификация может осуществляться путем увеличением выпуска на существующих предприятиях либо путем слияния или поглощения других действующих предприятий.

Стратегия диверсификации является самой сложной инвестиционной стратегией и не всегда приводит к ожидаемому результату. В процессе диверсификации не всегда удается достигнуть запланированного снижения уровня или просто сохранить уровень издержек основного производства при расширении производства на новую продукцию. Это объясняется сложностью совместимости используемых высокоспециализированных активов с новым оборудованием и недостижимостью требуемых изменений в компетентности работающего персонала. Кроме того, современная технологическая структура с её высокоспециализированными технологиями предполагает определенный уровень развития институциональной среды, которая окружает компании, в частности, существующие на практике нормы производственной кооперации и аутсорсинга. Несоответствие уровня межкорпоративных производственных отношений требованиям высокоспециализированных технологий в российских условиях является основным препятствием для применения стратегии диверсификации.

Следует различать производственную инвестиционную стратегию диверсификации и маркетинговую стратегию диверсификации.

Волошин Д.И.